ruen

Государственный контроль в электроэнергетике

Реализация функций государственного контроля в электроэнергетике решает следующие задачи:

  • обеспечение энергетической безопасности России;
  • обеспечение качественного и надежного снабжения электроэнергией потребителей;
  • предотвращение рисков, связанных с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу, экологии, жизни или здоровью животных и растений;
  • адекватное и оперативное реагирование на нарушение субъектами предпринимательской деятельности обязательных требований.

Государственный контроль и надзор в электроэнергетике реализуется путем сочетания мер общегосударственного и отраслевого государственного контроля.

Меры общегосударственного контроля и надзора в сфере электроэнергетики обеспечивают энергетическую и промышленную безопасность, защиту жизни и здоровья людей, соблюдение норм антимонопольного законодательства и принципов тарифного регулирования.

Общегосударственный контроль осуществляется специализированными министерствами и ведомствами, выполняющими свои функции по защите общественно значимых интересов, которые одновременно свойственны всем отраслям.

Меры отраслевого государственного контроля в сфере электроэнергетики обеспечивают государственное участие в создании условий для качественного и надежного снабжения электрической энергией потребителей. Выполнение функции отраслевого контроля организовывается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в энергетике и нормативно-правовому регулированию в отрасли.

Организация государственного контроля до мая 2008 года

Система была организована следующим образом:

  • общегосударственный контроль и надзор в электроэнергетике осуществляли Ростехнадзор, ФАС России, ФСТ России, ФСБ России, МЧС России.
  • отраслевой государственный контроль в электроэнергетике осуществлялся:
    • Минпромэнерго России в части выработки государственной политики в энергетике и нормативно-правовому регулированию в отрасли;
    • Федеральным агентством по энергетике России в части оказания государственных услуг по управлению государственным имуществом в энергетике.

Одновременно, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 792 «О перечне услуг по организации функционирования и развитию единой энергетической системы России», ОАО РАО «ЕЭС России» с использованием имеющихся корпоративных рычагов влияния на дочерние и зависимые общества осуществляло ряд элементов отраслевого контроля по следующим направлениям:

  • управление ЕЭС России;
  • оказание услуг по организации функционирования и развития ЕЭС России;
  • эксплуатация электростанций, линий электропередачи и подстанций ЕЭС России;
  • проектирование, строительство, расширение, реконструкция, техническое перевооружение и ремонт объектов ЕЭС России;
  • проведение технического контроля за состоянием оборудования объектов электроэнергетики.

Благодаря имеющимся полномочиям ОАО РАО «ЕЭС России» осуществляло контроль за техническим состоянием объектов электроэнергетики и их оборудования и способностью этих объектов выполнять свои функции по качественному и надежному обеспечению электроэнергией потребителей.

Организация государственного контроля в электроэнергетике с 2008 года

Изменения структуры Правительства Российской Федерации в мае 2008 года и окончание в июле 2008 года реструктуризации ОАО РАО «ЕЭС России» не повлияли на организацию общегосударственного контроля.

В сфере отраслевого государственного контроля произошли изменения. Минэнерго России приняло на себя функции Минпромэнерго России в области энергетики и Федерального агентства по энергетике России, а также частично функции, ранее исполняемые ОАО РАО «ЕЭС России», по контролю за коммерческой и технологической инфраструктурой отрасли, а также за реализацией инвестиционных программ компаний с государственным участием в их уставных капиталах.

Функция контроля за надлежащим техническим состоянием оборудования объектов электроэнергетики не была обеспечена в полной мере. Сейчас Минэнерго РФ развернуло активную работу по восстановлению утраченной компетенции.