Мониторинг технического состояния тепловых сетей субъектов электроэнергетики

Главной задачей Технической инспекции ЕЭС является сбор, верификация и консолидация информации о техническом состоянии магистральных тепловых сетей, эксплуатируемых субъектами электроэнергетики.

По состоянию на 1 апреля 2021 года общая протяженность данных сооружений составляет 9 224,0 км*.

Протяженность магистральных тепловых сетей (в разбивке по федеральным округам)

Федеральный округ Протяженность (км)
Дальневосточный 1 095,4
Приволжский 2 184,5
Северо-Западный 754,3
Северо-Кавказский 44,1
Сибирский 2 575,3
Уральский 572,0
Центральный 1 880,3
Южный 118,1

Результаты, полученные по итогам мониторинга, специалисты Технической инспекции ЕЭС сравнивают с аналогичной информацией за предыдущие периоды и формируют информационно-аналитические справки о динамике технического состояния теплосетей.

Сравнение результатов мониторинга по итогам 2017-2020 гг. показывает, что темпы старения магистральных тепловых сетей опережают темпы их обновления (замены).

В 2020 году протяженность теплосетей, эксплуатируемых с превышением нормативного срока службы, а именно 25 лет и более, увеличилась на 0,1 процента — до 5 608,2 км (или 60,8% от общей протяженности).

Наибольшую суммарную протяженность имеют магистральные тепловые сети со сроком службы 40 лет и более — 2 447,0 км (26,6% от общей протяженности). По сравнению с 2019 годом их протяженность выросла на 10,5 процента.

Эксплуатация сооружений в течение 25 лет и более приводит к высокой аварийности. Всего в ОЗП 2020/2021 гг. зафиксировано 1 584 аварийные ситуации, 57,2 процента которых случились на тепловых сетях со сроком службы сверх нормативного.

Как правило, аварии происходят из-за наружной коррозии, возникающей вследствие затопления каналов грунтовыми или поверхностными водами, а также наличия блуждающих токов и внутренней коррозии, возникающей вследствие старения трубопроводов и ухудшения качества подготовки подпиточной и сетевой воды. В ОЗП 2020/2021 гг. по причине наружной коррозии наступили 1 355 аварийных ситуаций (87,6 процента от общего количества), по причине внутренней коррозии – 165 аварийных ситуаций (10,7 процента от общего количества).

* — здесь и далее в двухтрубном исчислении