Мониторинг технического состояния тепловых сетей субъектов электроэнергетики

Главной задачей Технической инспекции ЕЭС является сбор, верификация и консолидация информации о техническом состоянии магистральных тепловых сетей, эксплуатируемых субъектами электроэнергетики.

По состоянию на 1 апреля 2020 года общая протяженность данных сооружений составляет 8 791,7 км*.

Протяженность магистральных тепловых сетей (в разбивке по федеральным округам)

Федеральный округ Протяженность (км)
Дальневосточный 1 096,0
Приволжский 2 152,2
Северо-Западный 729
Северо-Кавказский 44,1
Сибирский 2 241,5
Уральский 552,4
Центральный 1 858,4
Южный 118,1

Результаты, полученные по итогам мониторинга, специалисты Технической инспекции ЕЭС сравнивают с аналогичной информацией за предыдущие периоды и формируют информационно-аналитические справки о динамике технического состояния теплосетей.

Сравнение результатов мониторинга по итогам 2017-2019 гг. показывает, что темпы старения магистральных тепловых сетей опережают темпы их обновления (замены).

В 2019 году протяженность теплосетей, эксплуатируемых с превышением нормативного срока службы, а именно 25 лет и более, увеличилась на 2,2 процента — до 5 348,8 км (или 60,7% от общей протяженности).

Наибольшую суммарную протяженность имеют магистральные тепловые сети со сроком службы 40 лет и более — 2 251,1 км (25,2% от общей протяженности). По сравнению с 2018 годом их протяженность выросла на два процента.

Эксплуатация сооружений в течение 25 лет и более приводит к высокой аварийности. Всего в ОЗП 2019/2020 гг. зафиксировано 1 851 аварийные ситуации, 92,5 процента которых случились на тепловых сетях со сроком службы сверх нормативного.

Как правило, аварии происходят из-за наружной коррозии, возникающей вследствие затопления каналов грунтовыми или поверхностными водами, а также наличия блуждающих токов и внутренней коррозии, возникающей вследствие старения трубопроводов и ухудшения качества подготовки подпиточной и сетевой воды. В ОЗП 2019/2020 гг. по причине наружной коррозии наступили 763 аварийных ситуации (41,2 процента от общего количества), по причине внутренней коррозии – 996 аварийных ситуаций (53,8 процента от общего количества).

* — здесь и далее в двухтрубном исчислении